Светлана - автор книги "Дороги памяти. Бессмертный полк в Ливане". Это сборник историй потомков фронтовиков и тружеников тыла Великой Отечественной войны, который создан при поддержке Министерства обороны Российской Федерации. Сейчас автор идеи работает над вторым томом издания. Кстати, среди этих удивительных историй есть две, которые непосредственно связаны с "Российской газетой". Это работы лауреатов XX Международного Пушкинского конкурса "Автограф Победы. О войне и мире на уроках русского языка".
Являясь руководителем акции "Бессмертный полк в Ливане", Сафа убеждена, что военные истории ливанских семей нужно сохранять, особенно, если это смешанные браки, где внуки могут уже не говорить по-русски, как получилось в ее семье. "У меня муж ливанец, мои дети говорят по-русски, но моя внучка почти уже нет, потому что живет в Канаде. Но память поколений должна сохраниться", - считает она.
Инициативу соотечественницы поддержали в представительстве Росструдничества в Ливане. Общественникам удалось найти 154 семьи, где есть свой ветеран войны. Светлана вместе с командой фиксировали все, что помнят потомки о своих родственниках, писали им на русском или на арабском.
Сафа показывает обложку книги: в коллаж собраны фотографии ветеранов. В книге множество ярких сюжетов о Великой Отечественной войне. Вот история Кати Аллаедин, которая рассказывает о двух своих дедах-фронтовиках, которыми семья очень гордится. Сын Екатерины Михаил, повторяя их путь, уехал в Россию, отучился и стал военным корреспондентом РИА Новости.
Переворачиваем страницы книги и останавливаемся на рассказе Ирины Бекетовой-Сакар. Когда-то давно она вышла замуж за ливанца. Женщина очень гордится памятью своего отца - фронтовика-подполковника Михаила Бекетова. К слову, муж Ирины был основателем Императорского православного общества в Ливане, которое ведет большую работу по сохранению нашей веры в стране.
Еще по одной истории семьи Валентины Шайя (Широковой) можно снимать фильм. Отец Валентины служил на Западной Украине. Какая-то девочка прислала ему на фронт письмо и вышитый кисет<...> Позже молодой боец и уже повзрослевшая девочка случайно встретились в городе Дятьково. Девушка попала туда по распределению после института. Поженились.
Есть у автора книги и своя личная военная тема, которая и подтолкнула ее написать книгу. Ее мама ребенком была в оккупации. "Вот идут первоклашки по улице, а на дороге глубокая лужа. Фашисты дуло автоматов на детей малых наводят, требуют, чтобы те прошли по самому глубокому месту… Абсолютная бесчеловечность…", - вспоминает Светлана рассказ своей мамы.
Акцию "Бессмертный полк" ливанцы, по словам Сафа, особенно уважают. "Вокруг Ливана постоянно воевали, была и Гражданская война. Им близко понимание того, что память о родственнике-герое надо не просто хранить, но увековечить. Поэтому ливанцы всегда присоединяются к шествию и даже предлагают понести портрет героя", - поясняет Светлана.
А те, кто сейчас уехал из Ливана в страны, где запрещен "Бессмертный полк", оставляют организаторам "своих героев" и те продолжают участвовать в шествии.
Текст: Елена Кухтенкова. Российская газета.
Фото: личный архив Светланы Сафа.