Русский язык онлайн. Бесплатно. МОЙ ЯЗЫК-РУССКИЙ
www.mylanguage.ru
Новости. Опубликовано 03.04.2024 13:31  Просмотров всего: 20407; сегодня: 6.

Об истории первого высшего учебного заведения на Руси

Об истории первого высшего учебного заведения на Руси

Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение на Руси было создано в 1687 году в Тверском районе Москвы по проекту и по инициативе русского богослова, деятеля культуры и духовного писателя Симеона Полоцкого. Это учреждение стало колыбелью всего высшего образования в России.

В отличие от духовных семинарий, образование в ней могли получить представители всех сословий, которых обучали самым разнообразным предметам, в особенности языкам, за что она и получила свое сложное наименование. Первоначально в академии обучалось не так много студентов - около ста, а в начале XIX века - уже более тысячи шестьсот. На протяжении первых ста лет своего существования академия братьев Лихудов получила международное признание и действительный статус высшего учебного заведения. Из его стен выпустились выдающиеся люди – знаменитые деятели науки, культуры, искусства... Самый известный выпускник - основатель Московского университета Михаил Васильевич Ломоносов.

Создание академии

Главную роль в книгопечатании в XVII веке в России играла церковь. Подготовку книг осуществляла Московская типография. Там издавались сборники поучений святых отцов и церковников. В Типографской школе проходила профессиональная подготовка рабочих для полиграфической промышленности: здесь готовились чтецы, справщики, писцы. Последние переписывали печатные публикации вручную. Копия «от руки» должна была быть точно такой же, как оригинал. В обязанности справщика входила проверка на ошибки, исправление их и, в целом, сверка переписанной книги с оригиналом. Эта должность требовала знаний и опыта, пользовалась большим уважением и ответственностью. Студенты школы типографии изучали славянский и греческий языки.

В первой половине XVII века возникла потребность в квалифицированных специалистах для подготовки не только нужд типографии, но и других деятелей и чиновников. Также перед государством встала задача повысить уровень образования российского духовенства, в том числе и для защита православной веры от иностранного влияния. Поэтому в XVII веке актуальным вопросом стал вопрос создания современной системы образования.

Учитель и поэт Симеон Полоцкий стал инициаторами создания академии. Поддержал идею русского просветителя его ученик Сильвестр Медведев. Незадолго до смерти по поручению царя Федора он подготовил проект в виде царского манифеста об учреждении академии - так называемую учредительную грамоту «Привилегии на академию». Учитель позже передал своему преемнику все бумаги и документы для того, чтобы дело было продолжено.

Документ «Привилегии для академии» подробно определил структуру высшей школы: ее функции, содержание, предметы, задачи, а также установила статус, равный статусу университетов в Западной Европе.

В академии, по его мнению Полоцкого, главное место в академических планах должен был занять греческий язык — основной язык русских богослужебных книг. Согласно написанным привилегиям, должен был преподаваться славянский, латинский, греческий и польский языки, риторика, диалектика, музыка, астрономия, грамматика, геометрия, философия и богословие. Также планировалось сделать обучение в Академии бесплатным, а студентам должны были предоставляться стипендии.

Идея создания учебного заведения исходила от Полоцкого и его ученика, однако руководство Академией легло на плечи греческих монахов, братьев Иоакима и Софрония Лихудов. Они были приглашены из Константинополя в 1685 году. Представ перед царем Иоанном и Петром, братья произнесли приветственную речь на греческом и латыни.

Кроме писем поддержки от восточных патриархов ими были доставлены книги о богословии, философии и истории, а также труды отцов церкви. В конце марта того же года они организовали школу у Богоявленского монастыря, где начали обучать студентов греческому языку и риторике.

По указу патриарха в конце 1686 года началось строительство специального здания академии в монастыре Всемилостивого Спаса, которое позднее стало называться «Заиконоспасский монастырь». Братья переехали в монастырь вместе с обучающимися в 1687 году. Таким образом, была открыта Славяно-греко-латинская академия. Первое высшее учебное заведение в России было основано по образцу Киево-Могилянской академии, которую основал в начале века впечатляющая украинская фигура Пётр Могила.

В высшее учебное заведение была передана библиотека царя, которая на тот момент была самой обширной и престижной в России. Она была наполнена русскими летописями, богословскими произведениями и трудами древних и средневековых авторов, таких как Аристотель, Плутарх, Демосфен, Платон, а также работами Декарта, Бэкона, Лейбница и других европейских мыслителей.

На первом этапе деятельности академия готовила образованных людей не только для церковной службы, но и для государственной. Процесс обучения и структура академии были организованы таким образом, что она находилась под совместным управлением церкви и государства, и поэтому образование не было разделено на духовное и светское.

Процесс обучения и внутреннее устройство

Первыми руководителями академии стали братья Лихуды, которые не только были проповедниками, но и мыслителями, обладающими всесторонними знаниями. Вплоть до 1694 года они были единственными учителями в академии и сочетали в себе западное образование с русскими традициями, придерживаясь православно-греческого направления.

Академический курс начинался с подготовительного класса, за которым следовало изучение славянской и греческой грамматики, а затем латыни. После студенты изучали риторику, диалектику, богословие и физику.

Братья Лихуды составили учебники по грамматике, поэзии, риторике, психологии, физике и логике, которые были основаны на учебных материалах европейских университетов. Они преподавали грамматику и поэзию на греческом языке, а риторику, логику и физику – на греческом и латинском. Особое внимание братьев-учителей уделялось изучению языков. Успех их учеников был заметен с самых первых занятий. Через три года обучения ученики владели греческим и латинским языками на профессиональном уровне. В академии студенты также занимались составлением и прочтением проповедей, проведением диспутов, написанием стихов и выступлением с приветственными речами.

Социальный состав студентов был разнообразным, что очень отличало академию от других учебных заведений, придерживающихся принципа обучения по сословиям. Несмотря на то, что академия принимала учеников из всех слоев общества, стипендии им различались. Так, дети князей получали в месяц больше, чем дети простых людей. Свободный доступ в академию для представителей всех сословий способствовал духу равенства и содействовал распространению знаний в обществе. Но за счет этого происходило ее увеличение, так как всё больше людей хотели получить высшее образование.

В 1689 году в учебном заведении получали знания уже сто восемьдесят человек. И, конечно, всего двум преподавателям становилось всё труднее заниматься с возросшим числом студентов. Потому появилась новая практика, которая впоследствии получила название «ланкастерская система обучения». Её принцип состоял в том, что студенты старших классов руководили, помогали и сами вели занятия у обучающихся в младших.

В 1694 году произошло событие, которое привело академию в упадок. Лихуды были отстранены от преподавания в учебном учреждении из-за клеветы. Конкретно Иоанникия обвинили в спекуляциях и превышении полномочий во время дипломатической и торговой миссии в Италии. Очевидно, многие обвинения не соответствовали действительности. В конце концов, братья уходят из этого учреждения в типографию, где начинают обучать итальянскому языку заинтересованных в этом людей. Академия переживала не лучшее время, ведь студенты еще не успели стать полноценными преподавателями, так как не прослушали весь курс лекций и не получили должного образования. Тем не менее, должность и все обязанности братьев перешли их талантливым ученикам – Федору Поликарпову и Николаю Семенову. Они в течение пяти лет преподавали в академии пиитику, риторику и грамматику. Философии и богословию студентов не обучали. Всё по той же причине - Семенов и Поликарпов сами не успели прослушать весь предлагаемый объем информации по предмету.

Преобразование Академии при Петре I

Академия переживала трудное время после внезапного ухода братьев Лихудов. Однако образование здесь не прекратилось. Спустя несколько лет Петр I присвоил академии государственный статус и поручил провести в ней изменения, делая упор на латинский язык. Был издан соответствующий указ. Дело в том, что царя интересовал подъем науки, а латынь считалась научным языком того времени в Западной Европе. В 1699 году в Москву из заграничного путешествия вернулся иеромонах Палладий Роговский - первый российский доктор философии. Его назначили первым ректором Академии. Палладий Роговский - ученик братьев Лихудов. Под его руководством и его помощника местоблюстителя митрополита Стефана Яворского было возобновлено преподавание философии. С этими именами связаны коренные преобразования в обновляемой школе.

В начале XVIII века они провели несколько реформ. В учебный план ввели изучение немецкого, французского языков и медицины. Главное место занимал латинский язык. С него начинались любые занятия в академии. С этого времени Славяно-греко-латинская академия более тридцати лет находилась под исключительным и преобладающим влиянием латыни.

Процесс обучения длился 12-13 лет и состоял из восьми классов. В четырех первых классах изучали основы славянского и латинского языков, а также историю, географию и арифметику. Студенты средних классов должны были постоянно разговаривать на латыни, даже между собой, таким образом, они учились чувствовать язык и изъясняться красноречиво. Высшие классы были самыми сложными: здесь они изучали философию в течение двух лет и богословие в течение четырех лет. Помимо греческого и латинского, в академии преподавали и современные иностранные языки. Поэзия была отдельным предметом, молодых людей учили писать стихи. Учеба велась круглый год, без каникул.

Преобразованная академия ставила своей целью подготовку священников, свободно владеющих древними и новыми языками, обучение лиц, предназначенных для службы в церковном управлении и народном образовании, а также обучение студентов для последующей работы на государственной службе. Таким образом, академия стала крупным центром подготовки специалистов в различных областях гуманитарного знания.

Государство часто поручало учреждению и его преподавателям важные задания. Основной - было не только переводить различные тексты, но и создавать учебные пособия. Значительное время тратилось на проверку, сравнение и исправление книг, а также на воспитание неверующих, раскольников и отступников от веры. Ученикам также поручали церковные проповеди. Часто студенты проходили экзамены через проведение публичных диспутов, а также могли показать свои знания, умения и навыки на торжественных собраниях, где исполнялись песни, стихи и поставлены комедии.

Далеко не всем ученикам удавалось закончить академию. Ведь школ было недостаточно, а потребность в грамотных и образованных людях была велика, поэтому обучаемых часто забирали на разные работы и экспедиции. Во времена Петра I учеников академии начали отправлять за границу для изучения иностранных языков во Франкфурт, Амстердам, Геттинген, Швецию. Академия стала известна в Европе. С 1721 года в ней начали учиться и иностранцы, которые были приравнены к русским студентам.

Академия при митрополите Платоне. Возрождение

Назначение митрополита Платона директором академии в 1775 году стало следующим этапом в развитии этого учебного заведения. Это событие произошло в то время, когда открылся Московский университет, который готовил специалистов в сфере светских наук.

В связи с этим академия под руководством митрополита Платона сменила свой уклон и превратилась в высшую богословскую школу, которая занималась подготовкой лиц духовного звания и обеспечивала всестороннее образование для православной молодежи.

Митрополит Платон во многом способствовал возрождению академии. Он увеличил число учащихся с 300 до 1000, устроил бурсу – это общежитие - для беднейших студентов, обеспечил академию материально. Во время его руководства студенты находились преимущественно на государственной поддержке, а он сам выбирал учителей и давал им свои наставления, требуя ежемесячных отчетов о ходе занятий. Также были заложены основы русской церковно-исторической науки, сократилось влияние латинского языка, было усилено изучение греческого, а русский язык получил первостепенное значение как язык преподавания. Особое внимание уделялось изучению церковного устава, были введены новые предметы, такие как церковная и гражданская история, история философии и другие. Директор вкладывал в умы студентов о необходимости часто посещать богослужения в Спасском соборе.

Знаменитые выпускники академии

За годы своего существования из Славяно-греко-латинской академии выпустились знаменитые и выдающиеся деятели разных сфер жизни. Ведь именно это старейшее учебное заведение стало Alma Mater всему российскому образованию и науке.

Безусловно, одно из первых мест среди выпускников академии принадлежит Михаилу Васильевичу Ломоносову - первому русскому учёному-естествоиспытателю мирового значения, энциклопедисту, химику и физику. М.В. Ломоносов поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию в 1731 году. Из его биографии известно, что в год его поступления в Академии было 236 студентов. Известно также, что, учась в Академии, он познакомился с лучшими образцами древнерусской литературы, с латинской поэзией, с ораторским искусством, а также с естественными науками, которые преподавали по Аристотелю и Птолемею. Впоследствии он вошел в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертавшему обширную программу физико-химических исследований. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, художник, историк и, конечно, поэт. Он утвердил основания современного русского литературного языка. И именно Ломоносов разработал проект и основал Московский университет, впоследствии названный в его честь.

Среди выпускников Славяно-греко-латинской академии также великий математик Леонтий Магницкий, по учебнику которого будут преподавать арифметику в течение долгих лет. Окончил это высшее учебное заведение ученый и поэт, переводчик и филолог XVIII века, один из основателей силлабо-тонического стихосложения в России Василий Кириллович Тредиаковский. Первооткрыватель отечественного фарфора, соученик и товарищ Михаила Ломоносова Дмитрий Виноградов и знаменитый архитектор Екатерининской эпохи, представитель классицизма, зачинатель русской псевдоготики Василий Баженов тоже обучались в академии.

Первый русский сатирик и дипломат Антиох Дмитриевич Кантемир, известный российский историк Василий Никитич Татищев, исследователь Сибири и Камчатки Степан Петрович Крашенинников, автор ряда учебников Федор Поликарпович Поликарпов-Орлов, будущий основатель русского театра Федор Волков, первые профессора Московского университета Николай Никитович Поповский и Антон Алексеевич Барсов, первый русский доктор медицины Петр Постников и многие другие отечественные выдающиеся деятели своего времени навсегда вписаны в страницы летописи Славяно-греко-латинской академии.

Закрытие академии

Во время Отечественной войны 1812 года Заиконоспасский монастырь был подожжен французами и сильно пострадал от нашествия Наполеона. Студентам и преподавателям оставаться в ветхом здании монастыря было небезопасно. Так начался закат старейшей академии России. Дальнейшее существование этого учебного заведения находилось под вопросом.

В 1814 году Славяно-греко-латинская академия решением Святейшего Синода была преобразована в Московскую Духовную академию и переведена из Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

Ситуация была осложнена еще и тем, что к началу войны по всей стране было открыто уже пять специализированных училища и университетов. Постепенно открывались новые высшие заведения. Потому необходимость в архаичной школе с преподавателями из духовенства поэтапно сошла «на нет».

Подводя итог, необходимо отметить значение старейшей школы. Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России. Оно было основано, чтобы подготовить образованных людей для Церкви и для государства. Славяно-греко-латинская академия прекрасно справилась с возложенной на неё задачей высшей школы. Именно это учреждение послужило развитию и становлению науки и образования во всей России. Академия унаследовала лучшие церковно-богословские и культурно-исторические традиции православия. Это был также и первый русский центр философской культуры. Академия сыграла видную роль в развитии просвещения и культуры в конце XVII и первой четверти XVIII века. Она воспитала множество достойных граждан и верных сынов отечества. Это учебное заведение заложило фундамент своей собственной научной школы, сыграв не последнюю роль в становлении Академии наук и Московского университета.

Преемниками Славяно-греко-латинской академии являются Петербургский университет, Московская духовная академия, Российская академия наук и, конечно, Московский государственный университет имени её выпускника – Михаила Васильевича Ломоносова.

Изображение из открытых источников.



Ньюсмейкер:
Альянс Медиа Центр — 9538 публикаций

Сайт: histrf.ru/read/articles/prosveshchenie-nauka-literatura-v-xvii-veke

Субъекты РФ: Камчатский край, Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Сергиев Посад (Московская область), Сибирский федеральный округ
Страны: Германия, Италия, Нидерланды, Россия, Турция, Украина, Франция, Швеция
Тематические сайты: Молодежь, Образование, Русский язык, История, Литература: произведения, издания, авторы, Издательство, полиграфия, Профориентация и подготовка, Соотечественники, земляки, диаспоры

Поделиться:
Материалы 2006 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Полное копирование материалов сайта запрещено.
При частичном копировании (не более 30% текста документа) материалов, индексируемая ссылка на www.MyLanguage.ru обязательна.