Русский язык онлайн. Бесплатно. Русский язык онлайн. Бесплатно.
       Главная   О проекте   Порядок обучения   Типовые вопросы   Горячая линия   Контакты                    
Учебных модулей:25
Зарегистрировано пользователей:10271
Сдано модулей(online):1868
Сейчас на сайте: 3
Татателеком
Донречфлот
КГМУ им. С.И. Георгиевского
ЗАО Завод Агрокабель
ОАО ОТП БАНК
Вся Россия
Первый канал бизнеса

Введение

Удача в делах, как правило, с теми, кто умеет говорить правильно и понятно.
Анкетные опросы выявили очень интересные данные. Большим группам инженерно-технических работников в разное время и в разных странах был задан вопрос: “Если бы вы вернулись вновь в свой институт, то какой учебный курс вы захотели бы изучить в первую очередь?” Ответ – ораторское искусство, умение убедительно и грамотно выступать перед аудиторией.

Несмотря на распространенное мнение, что умение выступать - это дар природы, практика показывает, что, приобретая определенные навыки и используя приемы красноречия, любой человек может овладеть вниманием аудитории и достаточно ясно и интересно изложить свои мысли.

Современная речевая ситуация характеризуется вовлечением широких слоев населения в публичную речь, разнообразием её родов (политическая, деловая, военная, дипломатическая, академическая, церковная) и жанров (лекция, доклад, презентация, выступление на митинге, в публичной дискуссии и др.)
Особенностью современного публичного речевого общения является его диалогизированность: на передний план выступают различные формы диалога (спор, дискуссия, полемика, теледебаты, интервью), нередко опосредованного средствами массовой информации.

Диалогизированность общения проявляется и в монологической форме речи. Для эффективности монолога (лекции, доклада, выступления на митинге, презентации и т. д.) применяются такие средства диалогизации как обращения, вопросы или вопросо-ответные ходы, частицы, вводные слова и выражения, которые позволяют устанавливать контакт с аудиторией, вызывать и поддерживать ее внимание и интерес к речи.

Речь, прежде всего публичная, во все времена подвергалась критике, не менее остро критикуется она и сегодня. Дело заключается не только в том, что снизился общий уровень речевой культуры. Основными недостатками современного речевого общения являются его агрессивность и демагогичность. Ораторы нередко манипулируют общественным сознанием, употребляя обороты “как известно”, “совершенно очевидно”, “как мы все знаем”, “нет сомнения”, чтобы подчеркнуть свою уверенность в согласии слушателя, выражая похвалу адресату (“как думающий, интеллигентный, современный человек, вы не можете не согласиться”), представляя субъективное мнение в форме категорического суждения.

В арсенале ораторов – разнообразные приемы “скольжения”, “размывания”, “затемнения” смысла высказывания. Например, часто используются эвфемизмы, т. е. более мягкие выражения (“не очень умный человек” вместо дурак), слова с отрицательной оценочностью (“шпион” вместо “разведчик”), выражения с расплывчатым значением (“потребительская корзина”), синекдоха (когда часть используется в значении целого или целое в значении части: Белый дом. Кремль, как обозначение парламента или президентской администрации).

Установка на борьбу (атональность) участников современного речевого общения очевидна. Приведем только небольшой перечень некорректных приемов, которые нередко используются в публичной речи: возбуждение гнева оппонента; приклеивание ярлыков; игра в авторитеты; огульное обвинение (“это бред сивой кобылы”); высокомерный ответ (“это знает любой школьник”); игра на самолюбии; психологическое давление; ложные аргументы; аксиоматические высказывания, якобы не требующие аргументации (“Россия – самая читающая страна в мире”). Атональность также проявляется в криминализации языка, в использовании лексики преступного мира (“подставить”, “наехать”, “кинуть”, “шестерки” и т. п.), а также в его “военизации” (“перейти в наступление”, “передний край борьбы”).

Важно подчеркнуть, что участниками речевого общения выступают обе стороны – говорящий и слушающий (при употреблении этих терминов в широком смысле также имеются в виду пишущий и читающий), иными словами, “адресант” (тот, кто создает высказывание) и “адресат” (тот, кому адресована речь), роли, которых в реальной речевой ситуации постоянно меняются.

Правила речевого общения, регулирующие взаимодействие говорящего и слушающего – давний предмет изучения различных дисциплин: риторики, стилистики, культуры речи, философии, психологии, социологии, в их основе лежит представление о современной литературной норме.

ОглавлениеСлед. раздел>>

 
имя
пароль

зарегистрироваться
забыли пароль?

Г.А.А.,Германия,17.03 11:01
К.А.В.,Узбекистан,09.03 10:32
К.А.С.,Россия,05.03 13:35
А.А.А.,Россия,26.12 17:11
Т.А.Е.,Россия,21.11 22:49
М.Т.Р.,Россия,12.10 21:05
Н.Т.И.,Россия,11.10 20:22
О.Л.Р.,Казахстан,24.09 09:22
К.С.Р.,Россия,09.09 15:41
Ш.М.Т.,Россия,04.09 09:46
Рейтинг терминов
ГАН (HAHN) Альберт (род. 1889)
Международные валютные ресурсы
Ставка дохода
Последние обновления
Транспортный коридор
Кислота гиалуроновая (Acid Hyaluronic)
Витамины (от лат. vita — жизнь)
Вопрос пользователя
Экспат
Fmcg
Секвестирование

Материалы Статьи 2006 - 2022 © НДП "Альянс Медиа"
Полное копирование материалов сайта запрещено.
При частичном копировании (не более 30% текста документа) материалов, индексируемая ссылка на www.MyLanguage.ru обязательна.
Политика конфиденциальности
 
Рейтинг@Mail.ru