Публичная речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них определенного воздействия: убеждения, воодушевления, призыва к какому-либо действию.
В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.
Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной подготовки, а для начинающих деловых людей это обязательное требование. Для публичной речи характерны следующие особенности:
- наличие обратной связи;
- устная форма обращения;
- использование различных средств общения.
Как компонент делового общения речь должна быть не только убедительной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, красивой, интересной и полезной. Она содержит вступление, основную часть и заключение.
В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за тем, как ведет себя аудитория, и в соответствии с этим корректировать свою речь. Публичная речь воспринимается на слух, поэтому важно, чтобы ее содержание было понятно и легко усваивалось слушателями. Важную роль в процессе публичного выступления играют паралингвистические средства коммуникации – интонация, громкость голоса, тембр речи, жесты, мимика, поза выступающего.
Попробуйте составить речевые портреты наиболее авторитетных деятелей современной политики и бизнеса.
Чтобы завоевать аудиторию, надо установить и постоянно поддерживать с ней зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.
Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу – 5-7 секунд.
Как бы ни интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его поддерживают с помощью ораторских приемов:
- вопросно-ответный прием – оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам;
- переход от монолога к диалогу (полемике) – позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес;
- прием создания проблемной ситуации – слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос “Почему?”, что стимулирует их познавательную активность;
- прием новизны информации, гипотез – заставляет аудиторию предполагать, размышлять;
- опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям;
- показ практической значимости информации.
Публичные речи – удел не только политиков, дипломатов, руководителей и преподавателей. Время от времени перед каждым может встать необходимость произнести речь – на презентации, на собрании служащих, на разного рода церемониях и т. д. Тем, кому выступать перед публикой приходится нечасто, нужно приложить немало усилий. Ведь помимо свойственного новичкам (да и некоторым профессиональным ораторам и артистам) страха перед многочисленной аудиторией, им, возможно, неизвестны:
- требования, предъявляемые к оратору этикетом;
- ораторские приемы, обеспечивающие интерес и симпатию публики к содержанию речи и к самому оратору.
Для того чтобы научиться хорошо говорить и писать, рекомендуют:
- найти индивидуальный стиль и убедительную манеру речи;
- быть этичным, доброжелательным, настроенным на речь;
- уметь анализировать свою и чужую речь;
- развивать речевую эрудицию (под речевой эрудицией понимается знание образцовых текстов, принципов построения текста, стилистических приемов, которые можно использовать для воздействия на слушателей, разных типов речи);
- развивать речевые способности (один из приемов — произношение речей известных ораторов и речей на разные темы, подготовленных самостоятельно).
На мероприятиях, где произносятся речи, обычно есть председательствующий или ведущий. Прежде, чем предоставить кому-либо слово, он, стоя на сцене, за кафедрой или на трибуне, произносит вступительное слово. Это, как правило, имя и фамилия оратора, а также несколько фраз, характеризующих его. После этого председательствующий (ведущий) возвращается на свое место. После того, как оратор закончил свою речь, председательствующий подходит к нему, пожимает руку и благодарит за выступление.
Если предложение выступить оказалось для вас полной неожиданностью, и вы чувствуете, что не готовы произнести более или менее полноценную речь, нельзя просто взять и отказаться.
Эмилия Поуст в книге “Американский этикет” пишет: “Оправдание вроде: “Боюсь, что председательствующий преувеличил мои возможности”, – произнесенное из скромности, – не что иное, как невежливость по отношению к председательствующему и очень редко звучит искренне”. Э. Поуст рекомендует выйти из положения при помощи фразы такого типа: “Прошу прощения, я не очень хороший оратор, но хотел бы поблагодарить за то, что вы все тут собрались”, и сесть на свое место.
Если же у вас есть несколько фраз, которые будут интересны или приятны присутствующим, то, благодарно улыбнувшись ведущему, произнесите пусть небольшую, но доброжелательную речь.
<<Пред. разделОглавлениеСлед. раздел>>