Управление может быть предложным и беспредложным.
Возможно употребление в одном значении и предложной и беспредложной формы:
интересный всем, интересный для всех. Причём формы с предлогом, как правило, ярче и четче выражают свое значение, например:
охотиться летней порой – охотиться в летнюю пору и т. д. Разграничить значения в таких вариантах достаточно сложно. Иногда возможно параллельное употребление таких двойных форм, например:
возвращаться поездом – возвращаться на поезде (но возвращаться машиной – НЕЛЬЗЯ).
Нужно быть внимательным в выборе различных конструкций, т. к. возможно двоякое толкование, например:
письмо матери (к матери или от неё?); В других работах подобного рода цифровые данные отсутствуют (в работах подобного рода или данные подобного рода?).
Возможны и ошибки другого рода, это, прежде всего, нарушение синтаксических связей между зависимым и управляющим словом, например:
Наряду с критикой следует пропагандировать положительные явления (получается, что нужно пропагандировать критику). А автор хотел сказать, что наряду с критикой нужно использовать пропаганду положительных явлений.
Выбор предлогаПри выборе предлога, прежде всего, учитывается его смысловое и стилистическое значение.
В волнении – с волнением, в веснушках – с веснушками (полный охват и частичный)
В подтверждение – для подтверждения (для книжно-делового стиля и нейтральное)
У них разгорелся спор – между ними разгорелся спор (в первом сочетании важно, где разгорелся спор, во втором – участники этого спора) и т. д.
Синонимичный ряд образуют
предлоги с изъяснительным значением: О, ПРО, НАСЧЁТ, ОТНОСИТЕЛЬНО, КАСАТЕЛЬНО.
(Разговоры о поездке, насчёт поездки, про поездку, относительно поездки).
Синонимичны многие
предлоги, выражающие пространственные отношения:
у дома, при доме, около дома, возле дома, подле дома, вблизи дома и т. д. Однако и здесь можно найти стилистические и смысловые оттенки.
Гулять в лесу – гулять по лесу
Ездить в города – по городам
Идти по берегу – вдоль берега
Глядеть в небо – на небо
Отодвигать на край стола – к краю стола…Предлоги В и НАПредлог В в пространственном значении употребляется, если есть представление об ограниченном пространстве. Если такого значения нет употребляется предлог НА:
машины стояли во дворе (в пространстве ограниченном домами или забором) – дети играли на дворе (вне дома). Антонимами будут предлоги В – ИЗ, НА – С:
поехать в Крым – вернуться из Крыма, уехал на Кавказ – приехал с Кавказа.1. С административно-географическими наименованиями употребляется предлог В, например:
в городе, в районе, в области, в Сибири (сочетание
на Украине возникло под влиянием украинского языка).
2. С названиями горных областей употребляется предлог НА:
на Алтае, на Кавказе. Употребление предлога В при множественном числе придаёт сочетаниям значение «среди гор, в горах»:
в Альпах, в Апеннинах.
Иногда сказывается традиция:
в фотостудии – на киностудии, в деревне – на хуторе, на почте, на заводе. Важно также учитывать значение управляющего и зависимого слов:
приехал на вокзал – вошёл в вокзал.
3. При названиях зрелищных организаций и мероприятий установилось такое употребление:
в театре, в кино, в цирке (в помещении) –
на концерте, на опере, на спектакле (на представлении)
4. При названиях учебных заведений используется предлог В:
в университете, в школе, в колледже; при названиях частей учебных заведений используется предлог НА:
на филологическом факультете, на втором курсе.
5. При названиях средств передвижения обычно употребляется предлог НА:
на пароходе, на катере, на машине. Если употребляется предлог В, то имеется в виду нахождение внутри предмета:
спал в машине, обедал в самолёте.
Синонимичны некоторые
предлоги, выражающие временные отношения:
в последнее время – за последнее время (определённый момент и определённый отрезок времени),
в праздники – по праздникам (время совершения действия и его регулярность),
в два часа – за два часа, к старости – под старость, к утру – под утро и т. д. Они тоже имеют различные, еле ощутимые оттенки значения.
Синонимичны также
предлоги, выражающие причинные отношения:
благодаря, ввиду, вследствие, в связи с, в силу, из-за, по причине и др. Предлог БЛАГОДАРЯ желательно употреблять в тех случаях, когда речь идёт о желаемых результатах:
благодаря максимальной сосредоточенности он получил повышение (ср. поезд потерпел крушение благодаря небрежности рабочего).
Синонимичны
предлоги О и ПО при глаголах, выражающих душевные переживания:
скучать о доме – скучать по дому. Предлог ПО в данном значении может сочетаться с двумя падежами: дательным и предложным. Дательный обычно у потребляется у существительных:
тосковать по брату, скучать по работе. Предложный – у местоимений первого и второго лица множественного числа:
тоскуют по нас, скучаем по вас. В форме единственного числа местоимения могут употребляться в обоих падежах:
тоскую по нему – по нём.
Предлог ЗА СЧЁТ употребляется в конструкциях, имеющих значение резерва:
Мы увеличим мощность за счёт гидроэнергии; значение элементов, единиц целого:
Он растянул доклад за счёт цитат; значение выигрыша за счёт ущерба для другой стороны:
Увеличили кухню за счёт гостиной, сломав стену.Выбор падежной формыПрежде всего, здесь мы представляем таблицу соответствия предлогов и падежей. А затем мы рассмотрим особенности выбора падежной формы при использовании некоторых предлогов.
Падеж | Вопросы | Предлоги |
Именительный | Кто? что? | НЕТ |
Родительный | Кого? чего? | С, ИЗ, У, ОТ, БЕЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ДО, ВОКРУГ, ДЛЯ, КРОМЕ, ПОСЛЕ, ОКОЛО, ВОЗЛЕ, ПОЗАДИ, ВПЕРЕДИ, ПРЕЖДЕ |
Дательный | Кому? Чему? | К, ПО, БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО |
Винительный | Кого? Что? | В, НА, ЗА, ПОД, ПРО, ОБ, ОБО, СКВОЗЬ, ЧЕРЕЗ, НЕСМОТРЯ НА |
Творительный | Кем? Чем? | С, ПОД, НАД, ЗА, МЕЖДУ, ПЕРЕД, СОГЛАСНО С, В СВЯЗИ С |
Предложный | О ком? О чём? | О, В, НА, ПРИ |
Выбор падежной формы зависит, прежде всего, от значения и смысла высказывания. Но некоторые конструкции допускают двоякие падежные формы. Они могут различаться стилистической окраской. В паре
вершить судьбу – вершить судьбы второй вариант отмечается как характерный для официального стиля, в паре
все боятся матери – все боятся дядю второй вариант имеет разговорную окраску.
Предлог ИСКЛЮЧАЯ в настоящее время сочетается с винительным падежом:
исключая этот случай, исключая северную часть территории.
Предлог МЕЖДУ сочетается с родительным и творительным падежами:
между сотрудников поднялся шум – между партнёрами разделили прибыль. Современному употреблению больше соответствует второй вариант.
Предлог СООБРАЗНО сочетается с двумя падежами:
сообразно (чему?) учению и сообразно с (чем?) интересами страны.
Падеж дополнения при переходных глаголах с отрицанием1. Родительный падеж обычно употребляется:
a. при наличии в предложении частицы НИ или местоимения либо наречия, в составе которых есть указанная частица:
Это нисколько не облегчает чтения; Мы не имеем ни малейшего представления…b. при разделительно-количественном значении дополнения:
Не дать ли воды? Я вам дров не достану.c. при глаголах восприятия, мысли, желания, ожидания
(видеть, слышать, понимать, думать, желать, знать, хотеть): Не слышал печали в её словах. d. при глаголах иметь, получать, доставать и других с частицей НЕ:
не имеет комнаты, не получил приказа, не достал билета.e. если дополнение выражено отвлечённым существительным:
не даёт оснований, не теряет надежды, не скрывает радости.f. в устойчивых сочетаниях, пословицах и поговорках:
не даёт хода, не внушает доверия, не упускает возможности, не спускает глаз, не покладая рук.g. при деепричастии и причастии:
не получив ответа.
h. в безличных инфинитивных предложениях:
Никому окон не открывать.2. Винительный падеж обычно употребляется:
a. при указании на конкретный объект:
не отрецензировал рукопись, не выпила молоко, которое оставила ей мать.b. при выражении дополнения одушевлённым существительным, именами собственными:
Ты не любишь мать; Вы не обманули Марию Николаевну; Не сдали фашистам Москву.c. при неправильном порядке слов (дополнение перед сказуемым):
Журнал я этот не люблю.d. при форме совершенного вида глагола-сказуемого:
Мы не отдадим это место.e. при двойном отрицании:
Не могу не сказать несколько слов о прекрасной работе наших сотрудников.f. при наличии слов с ограничительным значением:
Чуть не пропустил собрание акционеров; Едва не уронил стакан.g. при распространении дополнения несколькими определениями:
Не узнаю теперь в тебе тихую, молчащую, и ко всему равнодушную дочь, которой ты была.h. при составном глагольном сказуемом:
Директор долго не мог простить своим подчинённым эту шутку.i. в устойчивых оборотах, пословицах:
не вставлять палки в колёса, не рой другому яму и др.j. если отрицание стоит не при переходных глаголах:
не вполне понял задание, не очень люблю живопись.k. при глаголах с приставкой НЕДО:
недооценить силу противника; недолить стакан воды, недопечь пирог. Следует различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления:
Обидеть на что-то – обижен чем-либо (
обидеться на слова - обижен его словами), обращать внимание на что-либо – уделять внимание чему-либо (
обращать внимание на оформление контрактов – уделять внимание подбору персонала), отчитаться в чем-либо – сделать отчёт о чём-либо (
отчитаться в расходах компании – сделать отчёт о выполненной работе) и др.
Некоторые слова могут управлять несколькими падежными формами. Это связано, прежде всего, со значением глагола и его стилистическими возможностями.
Бросить что? куда? (
бросить камень в воду), чем? (
бросить камнем);
рассказывать что? о чём? кому? когда? (
Он рассказывал нам историю о своих злоключениях после обеда);
жертвовать что? (
жертвовать деньги) чем? (
жертвовать всем ради победы);
ведомость чего? (расходов), на что? (на выдачу зарплаты) и т. д.
При этом в языке есть слова, которые могут управлять только одной формой:
влиять на кого? что? (на избирателей, на ситуацию – вин. пад.)В заключение хотелось бы сказать, что при составлении высказываний нужно вдумываться, вчитываться в каждое слово, чтобы не возникало двусмысленностей и очевидных нелепостей. Если вы не уверены в конструкции, то лучше её заменить или свериться со словарём грамматических трудностей русского языка.
<<Пред. разделОглавлениеСлед. раздел>>